Финансовая разведка и риэлторы

На сайте Российской Гильдии Риэлторов висит объявление: «Уважаемые коллеги! Всем организациям, занимающимся риэлторской деятельностью, рекомендуем встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу! Постановлением Правительства РФ №638 от 24.10.2005 г. на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу должны вставать и организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества».

Итак, что такое Росфинмониторинг и чем он занимается? И почему все риэлторы рано или поздно с ним познакомятся? Денежный след преступления Денежный след — это тоже след. И следить за огромными денежными потоками и распутывать петли финансистов финансовая разведка будет в любом случае, поскольку ее задача — сделать российский бизнес прозрачным, вывести его значительнейшую часть из тени.

Адвокат Александр Васильев, эксперт рабочей группы по разработке проекта Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, писал: «Следует прямо и открыто сказать общественности, что, начиная борьбу с отмыванием доходов, нажитых преступным путем, государство тем самым начинает борьбу с экономическими преступлениями, коррупцией, наркоторговлей и другими опасными преступлениями, не исключая и терроризм». По его мнению, пройдет еще некоторое время, и последуют реальные конфискационные меры в отношении сомнительных, с точки зрения происхождения, финансовых активов, недвижимости, иных материальных ценностей, в том числе и тех, которые находятся за границей. К такому повороту событий заинтересованным лицам надо быть готовым уже сейчас.

Справедливости ради можно заметить, что в некоторых европейских странах финансовый контроль жестче российского. Так, в банках Германии действует система, позволяющая контролерам Федерального ведомства по надзору за финансовой деятельностью без ведома самих банков иметь доступ к информации о счетах клиентов. Что конкретно входит в обязанности Росфинмониторинга Перечислим часть: — сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; — контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма); — получение, в том числе по запросам, от Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ информации по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан); — разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; — обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации. Агентство недвижимости как источник информации По закону, сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна (или превышает) 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (п.1.1. ст.6 ФЗ от 28.07.04 г. №88-ФЗ). Сделка с денежными средствами или недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций, или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

Информация по сделкам с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, предоставляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции. Информация по операциям с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции.

Важно! Что будет, если организация (агентство недвижимости, например) совершит сделку с лицом из списка Росфинмониторинга? Незнание закона не освобождает от ответственности. Руководитель организации подлежит привлечению к уголовной ответственности. Законные основания Правовую основу деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу составляют: Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 года № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»; Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»; ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов. Что обязано сделать при проведении сделки агентство недвижимости? В первую очередь — проверить документы (данные паспорта, ИНН — для физических лиц, наименование, данные государственный регистрации — для юридических лиц). А на заключительном этапе — представить в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения:

а) вид операции и основания ее совершения;

б) дату совершения операции и сумму, на которую она совершена;

в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию; Документы, содержащие сведения по сделкам и сведения, необходимые для идентификации личности, хранятся не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом. Сотрудники организации, предоставившие в Росфинмониторинг информацию по сделке, не вправе информировать об этом клиентов или иных лиц. Предоставление в Росфинмониторинг сведений и документов по вышеуказанным операциям (сделкам) в целях и порядке, предусмотренном ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств). Организация вправе отказать в выполнении распоряжений клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации. Приостановление операции и отказ от выполнения операции (сделки) в связи с исполнением положений вышеуказанных законодательных актов не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организации за нарушение условий соответствующих договоров.

СПРАВКА Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Существует с 2001 года (поначалу как Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России)). Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Правительство Российской Федерации. Росфинмониторинг от имени России участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ), Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт». Обучение от финансовой разведки.

В последнее время участились случаи, когда организации становятся невольными соучастниками нарушений законодательства из-за недостатка компетенции своих сотрудников. Владельцам компаний часто повторяют, что «незнание законов не освобождает от ответственности». Следовательно, приходится обучать сотрудников распознавать и выявлять нелегальные и сомнительные операции, а также осуществлять внутренний контроль. В противном случае, компания рискуют столкнуться с жесткими санкциями за преступление, которого они не совершали, а также с потерей деловой репутации. Основным организатором процесса обучения для некредитных организаций-субъектов исполнения Федерального закона 115-ФЗ выступает Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ), учрежденный Росфинмониторингом. К примеру, вот что включает однодневный семинар на тему «Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (целевой инструктаж для работников организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества)».

Тема 1. Изменения в законодательстве в сфере ПОД/ФТ.

Тема 2. Требования к разработке правил внутреннего контроля.

Тема 3. Ведение документов по организации внутреннего контроля в риэлторской компании.

Тема 4. Надзор в сфере ПОД/ФТ.

Тема 5. Критерии выявления операций подлежащих контролю.

Тема 6. Ответственность за нарушение законодательства.

Тема 7. Анализ проведения проверок риэлторских организаций. Основные недостатки и замечания. Что может являться основанием для наложения административного штрафа? Что нужно делать, чтобы избежать нарушения требований по финансовому мониторингу?

Тема 8. Тестирование на знание требований в сфере ПОД/ФТ и разбор ошибок. Елена Шевцова Источник: Полезная площадь